?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я почти всю свою жизнь прожила в Москве. Но происходящее сейчас в Благовещенске и Хабаровске воспринимаю как... ой какое понятное и жуткое!
Потому что мои предки пережили тот самый исторический пик подъема амурской воды, что нынче переплюнут и забыт.
Мама рассказывает, что прабабушка, вспоминая то наводнение, начинала говорить безжизненным, ровным голосом, как робот. Мама, пересказывая, невольно повторяла ее интонации, и тянуло от них могильной жутью:
-Мы из Новосибирска переехали в Благовещенск. Везли с собой 2 вагона добра, мебель, сельхозинвентарь, скотину породистую. Туда с вагонами, а обратно с узелками возвращались. Спасибо, живы остались. Дом мы строили так: жилые комнаты на втором этаже, высоко, на первом двор,где скотина, а к сараю с запасами кормов и дровами вела крытая галерея... В первый год вода в Зее поднялась невысоко, нас не затронуло. Местные жители уверяли, будто давно уже таких высоких паводков не было, и следующий теперь не скоро будет. Но во второй год по колено затопило двор. Мы успели вывести скот, вынести оборудование. А на третий год... На третий год волна пришла, наш дом по Амуру поплыл, и мы вместе с домом, а рядом в воде плыли трупы..."
Потом голос прабабушки теплел, она вспоминала, как родственники собрались, чтобы решить, чем помочь неудачливым переселенцам.
Кто-то сказал, что отдает сруб на дом, кто-то 2-х коров, кто-то лошадь... Родных было много, поделились все, и никто никогда не попрекнул, а уж тем более не потребовал что-то вернуть, потому что не в долг давали, а по-человечески, просто так.
Только благодаря родным мои предки не пошли по миру, не померли с голоду. И много позже описанных событий родилась моя бабушка - Полина Федоровна Бибикова. Получается, только благодаря Роду, его традициям щедрости и душевного благородства, живу на свете я сама.
Родятся ли дети у тех, кто сегодня остался "с узелками" в Приамурье?

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
marina_kruasko
1 сент, 2013 19:04 (UTC)
Да-да, Наташа , все это близко, у меня вся родня на ДВ.
и в Хабаровске..
И про род вы все правильно написали. Мне это очень близко, но списываем на другое время)_
nata_land
1 сент, 2013 19:11 (UTC)
Надо же!!! И у Вас оттуда корни!!!)))
marina_kruasko
1 сент, 2013 19:14 (UTC)
У меня как раз не оттуда, а из Забайкалья))) самого-самого, до 18 века прослеживается)))
nata_land
1 сент, 2013 19:18 (UTC)
А мои - из староверов. :))) И еще во времена Никона от ушли за Урал.
там такая история... Пикуль бы обзавидовался!:)))
marina_kruasko
1 сент, 2013 19:20 (UTC)
О Наташа, не нужно Пикуля! Давайте пишите!))
nata_land
1 сент, 2013 19:25 (UTC)
Дык, коротко - жалко, а длинно - времени нет!:)
nata_land
1 сент, 2013 19:38 (UTC)
Кстати, что это Вы меня уговариваете писать, а сами-то?:)))Марина, жду рассказа с самого 18 века!:)
nata_land
1 сент, 2013 19:16 (UTC)
Время другое, да. Кажется, никто не погиб, не удавился с горя, не голодает и не плывет по Амуру на остатках собственного дома - спасатели на высоте. Люди не одни со своей бедой. Но... может быть мне просто кажется, что государство - холодноватый родственник?
muiere
1 сент, 2013 19:16 (UTC)
О! Тоже сибирячка! И мой папа - из Красноярского края родом.
Сейчас все сложнее. И те, кто сегодня остался без крова, вряд ли захотят поехать в деревенскую избу в тайге...
nata_land
1 сент, 2013 19:20 (UTC)
Верно! Бабушка моя, кстати, родилась в скиту, в глухой тайге.
muiere
1 сент, 2013 19:23 (UTC)
Старообрядка? Мама моя из старообрядцев, только из тираспольских. У нас там черта оседлости была. А отец - из украинцев, видимо, по Столыпинской реформе уехавших. Он из дикого села на севере Красноярского края. Туда и сейчас не доехать...
nata_land
1 сент, 2013 19:31 (UTC)
Насколько я знаю, они были из "cемейских". Но... пра-прабабка вышла замуж за дворянина,который вскоре умер. Соответственно, все дети числились уже дворянами. Мальчики обязательно заканчивали какое-то военно-промышленное училище, были военными геодезистами, все лето "сполняли государеву службу", работали в тайге. Тетради экспедиций моего прадеда в советское время были использованы для строительства БАМа.:)
muiere
1 сент, 2013 19:58 (UTC)
Дворяне старообрядцами не были, это точно. Просто сибиряки)))
nata_land
1 сент, 2013 20:13 (UTC)
Ларис, я ж пишу, что случай уникальный. Если в двух словах, то катался по Амуру в экспедиции Муравьева-Амурского один его молодой родственник. Да и влюбился в сибирячку, дочь аккурат старообрядца-миллионера (скромно так :). Папа его (молодого влюбленного), об ту пору, у Александра-освободителя сенатором был после длительной опалы. А старообрядцу бизнес делать не давали, он через сенатора надеялся свои финансовые вопросы уладить, посему вопросы веры слегка отодвинул в сторонку, пойдя навстречу влюбленным. В общем, не знаю, как был улажен вопрос с венчанием, но он был улажен. И брак вполне официальный. И пока молодой папаша был жив, семья жила в городе, придерживаясь дворянско-православного уклада. А вот как только предок помер - его жену и детей перевезли было в скит, приобщаться к вере. Но тут вмешалось государство. Мальчикам положено было, как сыновьям дворянина, получить соответствующее образование и воспитание... В общем, заставили отдать парней учиться на военных геодезистов. А потом уже они сами детей отдавали туда же, а вот веры придерживались материнской, только это не афишировали.
Верьте-не -верьте, но именно такую версию сохранило семейное предание, переданное от моего прадеда моей маме.

Edited at 2013-09-01 20:19 (UTC)
muiere
1 сент, 2013 20:19 (UTC)
Ну, с венчанием все просто: православное венчание на все сто признавалось практически всеми старообрядческими течениями. И многие старообрядцы ходили четыре раза в год в православную церковь исповедоваться( раньше ведь все записывали), а все прочие дни отправляли службу в домашней моленной.
Но случай удивительный, правда.
nata_land
1 сент, 2013 20:24 (UTC)
Да уж. Но примерно так все и было. Кстати, в этой истории именно вопрос венчания для меня был самым темным.:)))
Вообще, очень разное было воспитание у девочек и мальчиков в этой семье. Девочки-то воспитывались в строгой вере, их учили играть на фисгармонии, немецкому языку учили, читать, писать, считать... Вот и все образование. А также они умели вести хозяйство, доить коров, ездить на лошадях без седла, стирать в проруби...
muiere
2 сент, 2013 05:04 (UTC)
Э! Я в свое время долго разбиралась, имею ли я право посещать православную церковь, если меня крестили по старому обряду. Мне предлагали креститься повторно, но моя старообрядческая кровь восставала против этого))) В результате я разобралась - и стала атеисткой)))
Кровь - она много значит, от нее не сбежишь...
nata_land
1 сент, 2013 19:33 (UTC)
Ларис, обрати внимание, "рыбак рыбака чует издалека"! Ну не зря мы друг друга так хорошо понимаем!:)
muiere
1 сент, 2013 19:57 (UTC)
А я уже думала об этом - здесь, в ЖЖ, родственные души собираются в стаи)))
nata_land
1 сент, 2013 20:25 (UTC)
Адназначна!:)
1tokyo
1 сент, 2013 22:44 (UTC)
Мда. И тогда было жутко, и сейчас. Выдадут им взамен утерянного хрен с маслом, пострадавшим нынешним. И в нонешние времена вряд ли родственники активно бросятся спасать-помогать.
Так что твом в прежние годы - ещё повезло, Ната. И живы остались, и по миру не дали им пойти. Хороший род значит был.
nata_land
2 сент, 2013 04:45 (UTC)
Том, дай Бог, чтобы у нынешних "утопленцев" все было не так трагически!
ruba_riba
3 сент, 2013 17:04 (UTC)
да, все это ужасно. у нас в закарпатьи в последние 20 лет повырубывали леса - на древесину. и все изменилось! весной начались постоянные паводки. какждый год уносило по 30-70 домов вовсе, и несколько тысяч были подтоплены и негодны. так возле горных речек стали исчезать села. это ужасна трагедия, на самом деле и в жизни каждого человека и в жизни поселений.

Edited at 2013-09-03 17:04 (UTC)
nata_land
3 сент, 2013 17:07 (UTC)
О да, у меня и там родственники, я в курсе. Страшно это...
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

nata_land
Наталия

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy